О состоянии рынка производства щебня Северо-Западного региона России

Все  статьи

Сегодня много говорят о стагнации рынка производства щебня. Пережив мировой кризис несколько лет назад, щебневый рынок постепенно ожил и даже начал наращивать показатели. В частности, крупные работы начали вестись в дорожном строительстве Северо-Западного направления. Это, в первую очередь, ЗСД, трасса М10 С.Петербург-Москва, дорога Р-21 С.Петербург-Сортавала, платная дорога «Онего». А, как известно, дорожное строительство потребляет большое количество щебня. И с каждым годом производство щебня должно развиваться, но…

Что же мешает этому? В первую очередь, это недоразвитая инфраструктура, а также концентрация добычи в руках одной-двух крупных компаний. Рассмотрим подробнее эти две проблемы отрасли.

Сегодня горнодобывающая отрасль в целом развивается нормально. Однако, помимо наличия карьера для добычи щебня, немалую роль должна играть и логистика.  Вот логистика в Северо-Западной части России, как раз, и страдает.

Карьеры должны иметь в непосредственной близости железнодорожную развязку. Но многие производители считают железнодорожные перевозки дорогостоящим удовольствием, и, поэтому щебень оптом продают с использованием автотранспорта. А что такое поток многотонных КАМАЗов, наполненных щебнем, для и без того деградирующих автомобильных дорог региона? Полная катастрофа. Такой подход обеспечивает разрушение дорожной системы Ленинградской области и Карелии.  Срывы асфальта, появление пучин, насыпей – все эти неприятности не смогут спасти никакие деньги налогоплательщиков, поскольку, сколько ни вкладывай, все равно дорог не будет. Вот и получается замкнутый круг – одни дороги строим – другие разрушаем. Примером того служат дороги от карьеров в Ландехпохском районе Карелии. Они в таком состоянии, что назвать их дорогами достаточно сложно. Сам собой напрашивается вывод – недопустимо, чтобы карьеры сообщались с потребителем по автомобильным, а не по железнодорожным магистралям. И надо рассмотреть вопрос, вплоть до запрета в выдаче лицензий, для добычи и продажи щебня оптом без подведенных соответствующим образом железнодорожных путей к карьеру.

Впрочем, до реализации реформ в Министерстве путей сообщения, железнодорожные перевозки были более доступны. Сегодня стоимость их выросла, и перестала вписываться в рамки заложенной стоимости строительства объектов. Кстати, многие федеральные структуры учитывают в проектах стоимость щебня с учетом ее автомобильной доставки. Между тем, целесообразно было бы включать доставку железнодорожную.

Далее, второй вопрос. Добыча и производство щебня в Северо-Западном регионе монополизировано. Порядка трети рынка обеспечивает «Группа ЛСР», и не менее этого — «Ленстройматериалы». Будучи крупными предприятиями, они практически не зависят от сбалансированности рынка, поскольку щебень реализуют входящим в их холдинги строительным компаниям. Это рынку щебня вредит.

Примером служит ситуация, возникшая при строительстве объектов в Сочи. Победившая в тендере по поставкам щебня компания пострадала от требований Сбербанка, в результате чего поставки щебня были приостановлены. И сроки сдачи сочинских объектов были сорваны. Кроме того, щебень покупался в этот период по бешеным ценам.

Чтобы недропользование развивалось более гармонично, необходимо, в первую очередь, наладить логистику и не экономить на всем подряд. Вторым пунктом можно считать снижение кредитования, поскольку развиваться компании  должны на собственные средства. Примером тому служит начало процедуры банкротства двух компаний промышленной группы «ТрансНерудХолдинг». В процессе они вынуждены были приостановить производство, уделить  внимание ряду управленческих решений, а затем восстановить производство, что дало возможность не только их спасти, но и перевести на качественно новый уровень производства.

Сегодня у щебневого рынка перспективы хорошие. Благодаря внутреннему рынку (Санкт-Петербург активно строится) объемы производства только вырастут. Открывается новый пограничный переход Россия-Финляндия, что обеспечит увеличение и экспорта щебня. Естественно, переход будет железнодорожным. Осталось только дождаться, чтобы государство обеспечило полный контроль за горнодобывающей отраслью и предложило концепцию ее дальнейшего развития.

Comments are closed.